Что способствовало этому успеху и как за 7 лет можно с никому не известного производителя стать мультимиллионным бизнесом на рынке с высокой конкуренцией?

С чего все началось

Компания Xiaomi была основана в апреле 2010 года бывшим топ-менеджером Kingsoft Лей Юном (Lei Jun). Изначально специализацией стал выпуск кастомных прошивок для смартфонов на основе ОС от Google. Целью стартапа Xiaomi было улучшение стандартной функциональности Android-смартфонов, устранение недостатков работы и создание визуально понятного интерфейса, который бы работал быстро и без «зависаний».
 
Команда вскоре представила собственную прошивку MIUI, и та буквально сразу стала наиболее востребованной среди гиков. В течение 4 лет компанией был создан ряд кастомных прошивок, которые можно установить на 200 разных моделей смартфонов, используя при этом как англоязычный, так и китайский интерфейс. Основным преимуществом китайской компании по сравнению с конкурентами стала простота и скорость. Не надо было быть хакером или специалистом по «железу», чтобы запустить инсталлятор и за несколько кликов мышкой, получить на телефоне новый интерфейс и оптимизированный Android.

mui

Уже к концу 2013 года число пользователей кастомной прошивки от ранее никому не известного китайского бренда составляло 30 млн человек.
 
Обозреватели и журналисты ИТ-изданий даже сравнивали дизайн и удобство работы с этим ПО со всем известной «яблочной» мобильной операционной системой. В свою прошивку китайские программисты встроили возможность «облачного» резервного копирования файлов, собственный проигрыватель музыкальных файлов и даже собственный магазин мобильных приложений.

 

Как Xiaomi вышла на hardware-рынок

2011 Xiaomi решила расширить горизонты и анонсировала телефон под названием Mi One. У аппарата оказались топовые характеристики как для того времени, причем цена на новинку была достаточно демократичной.

xiaomi mi one

Несмотря на весь скептицизм и предостережения, разработка китайской компании оказалась удачной. Уже через некоторое время комментаторы на форумах и журналисты интернет-изданий начали наперебой называть новичка на рынке смартфонов «вторым Apple родом из Азии». Хотя в самой компании скорее сравнивают себя с Amazon.
 
Модель, по которой работает китайская компания, действительно похожа на формат работы империи Безоса: смартфоны и другие гаджеты они продают по себестоимости, зато основную выручку генерируют приложения и платные сервисы. За 3 года после запуска бывший стартап получил более $ 5 млрд выручки – такие темпы даже не представлял Стив Джобс, с которым часто сравнивают СЕО Xiaomi.
 
Есть еще одно различие между «яблочной» компанией и специалистами из Поднебесной. Apple чаще позиционирует свои аппаратные продукты как премиум-сегмент и не слишком полагается на модификацию ПО и дизайн в зависимости от пожеланий пользователей. Xiaomi же поступает наоборот. Они держат цены относительно низкими и постоянно дорабатывают ПО и «железо» в зависимости от отзывов на тематических форумах.

 

Мировая экспансия

Уже в 2012 году Xiaomi обеспечила поставку на рынок более 7 млн смартфонов, а в 2013 году число смартфонов достигло 18,7 млн. По уровню квартальных поставок китайская компания даже сумела обойти Apple. В первом квартале 2014 Xiaomi выработала больше смартфонов, чем за весь год в 2012-м и половину того, что было отгружено в течение 2013 года. И это – на фоне тотального роста спроса на китайские телефоны с большой диагональю и мощными аппаратными характеристиками при относительно низкой цене.
 
На рынках Гонконга, Тайваня и Сингапура уровень спроса сравнялся с Китаем. В состав менеджеров Xiaomi вошли выходцы из Google, которые стали налаживать международные продажи. Следующими целевыми рынками для смартфонов китайского производителя стали Филиппины, Индонезия и Индия, США и страны Европы.

Не смартфоном единым

Xiaomi, стартовавшая как поставщик кастомных прошивок и отдельных моделей смартфонов, довольно быстро перешла на производство разумных гаджетов для других сфер жизни. В частности, на рынок под этим брендом вышел собственный смарт-телевизор, Wi-Fi роутер, начались разработки планшета и даже был представлен фитнес-трекер по феноменально низкой цене (всего $ 13). Он стал бестселлером компании. Но не все так гладко в истории развития компании. В самом конце 2017 по решению Генерального суда ЕС компании запретили реализацию планшетов марки Mi Pad в странах Европы. Прецедентом послужило поразительное сходство с аналогичной продукцией Apple.

Фотография автора

Автор статьи: Олег Ищанчин

Дата публикации: 26 января 2018 года